|
Собака и дети.
Чаша весов мнения о том, взять или нет четвероногого друга в семью, имеющей маленького ребенка, периодически склоняется то в одну, то в другую сторону.
Как же поступить? В первую очередь необходимо знать о том, что домашние животные появились в результате деятельности человека для удовлетворения всех его мыслимых и немыслимых потребностей. Процесс одомашнивания диких животных, длящийся вот уже десятки тысячелетий, основывается на отборе особей, дружественно относящихся к человеку. Так возникло более четырехсот пород собак, поведение которых является зеркальным отражением внутрисемейных взаимоотношений, где это животное проживает.
Известны случаи воспитания дикими и домашними животными детей, которых человечество нарекло по имени их спасителей: «дети газелей» и «дети волков», обнаруженных в Вест-Индии, а также пятилетнего маленького «Тарзана», перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора. В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, которому было около 12 лет, и он жил там один. Но это были случаи с потерянными детьми. Недавно в южноафриканском городе Спрингсе произошло событие, которое потрясло весь цивилизованный мир. На окраине города около одного из домов в собачьей конуре полицейские обнаружили жалобно скулившего совершенно голого белого мальчугана. Ему исполнилось 2 года, и он не умел не только говорить, но и ходить. Передвигался он на четвереньках, причем его руки и ноги приняли форму лап, чтобы удобно было на них бегать. Большую часть своей жизни малыш провел на цепи. Его пьяные родители, появившиеся в больнице, куда мальчик был помещен для стационарного лечения в связи с атрофией последней степени, принесли ему гостинец — кусок вяленого мяса. Конечно, при таком питании, ребенок не смог бы выжить, если бы не собака, которая вскормила и воспитала его.
В разные времена и в разных странах собаку считали или священ ным животным, или дьявольским созданием, приносящим либо удачу, либо несчастья. И тем не менее, в большинстве своем, люди отмечали особое отношение этих животных к детям. В древнем Риме полагали, что лай отгоняет злых духов, и состоятельные граждане держали собак в своих домах. В Верхнем Пфальце, в Германии, чтобы у ребенка легче прорезывались зубы и не болели глаза, на их шею надевали шнурок с привязанным к нему собачьим клыком, а тем, кто разговаривал во сне, — на руку. В ранние средние века в Западной Европе собака олицетворяла преданность, храбрость и бдительность. Собака являлась эмблемой святых Бернарда и Доминика. Члены этих орденов называли себя Dominis canis —- «собаки Господа». В VIII веке на перевале в швейцарских Альпах был построен монастырь св. Бернарда. Уже с тех времен монахи для поисков заблудившихся путников использовали больших лохматых собак, у которых к ошейнику привязывался небольшой бочонок с ромом. Монастырь получил мировую известность из-за сенбернара Барри, спасшего пятилетнего ребенка-сироту, одного из сорока человек, найденных им под снегом.
И на Руси собаки нередко помогали крестьянам в воспитании детей. Из-за недостатка времени в рабочую пору родители поручали пяти-семилетним несмышленышам или отживающим свой век старухам присматривать за младенцами. Их добровольными помощниками становились домашние животные: телята, которые вылизывали волосы на голове беспомощного малыша, собаки и птицы, поедавшие остатки пищи на их губах. «Для лечения дитяти, — пишет русский этнограф XIX века Д.И. Успенский, — в собачьей старости (так крестьяне называют атрофическое состояние детей в последнем периоде его развития) либо парят его вместе с щенком в печи и, ударяя веником то одного, то другого, говорят: «Щенок, возьми свою старость!», либо катают по телу больного кусочек хлебного мякиша и отдают съесть одношерстной собаке». А какие слова произносили матери и няньки при умывании больных детей: «У кошки боли, у собаки боли, у лошадки боли, а у Ванюшки не боли»! Замечено, что и дети и собаки тянутся друг к другу, а их поступки и поведение в чем-то схожи. «Ребенок и собака узнают доброго человека», — говорят в Литве.
|
|